Матера италия как добраться. Пещерный город матера в италии. Из Бари на поезде

Нам предстоял путь до Сицилии. Чтобы успеть посмотреть Матеру и чтобы не совсем обалдеть от переезда, мы решили заночевать в Козенце. По дороге до Козенцы мы и заехали в Матеру - ещё один удивительный город.

Первые жители тут появились уже во времена Палеолита. Считается, что город был основам римлянами в 3 веке до н.э. Далее город неоднократно менял хозяев от сарацинов до норманов. Матера успела побыть столицей Базиликаты, пока не пришел Наполеон и не вернул звание столицы Потенце. В сентябре 1943 года Матера поднялась против немецких оккупантов - первый итальянский город, который начал борьбу с Вермахтом.

Матера современная показалась довольно большим, шумным и оживленным городом. В туристическом бюро нас снабдили картой и радостно сообщили, что вечером ожидается... живой вертеп . На вертеп мы, конечно, не остались - надо было пилить в Козенцу, а должно быть, живой вертеп в Матере тоже весьма сказочен. Вооружившись картой и прикинув примерный маршрут, мы отправились топтать многовековые мостовые в старый город, который носит название Сасси (буквально "камни"). Название Сасси происходит из доисторических троглодитских времен. Предполагается, что это было первое поселение на территории современной Италии. Сасси встретил нас небольшим рождественским рыночком.

Однако, не обращая внимания на рынок, мы тут же подбежали к первой "видовой" точке, указанной на карте - ух, какой вид открылся!

Тем временем, на рынке народ толпится в очереди за теплым винным напитком, напоминающий глювайн. Кроме того, тут проводилась дегустация местного вина.

Мы тут же заскочили в ленивую кафешку выпить кофе и посмотреть на немногочисленных людей, которые гуляли по рыночку и пробовали местные продукты.

Добрый мясник, у которого можно попробовать разной колбасы (нам его колбаса как-то не очень понравилась)

А в соседней палатке можно закусить опробованную колбасу шикарным хлебом с оливковым маслом (а вот это было вкусно)

Нагулявшись по рынку, матерские бабульки присели отдохнуть

Тут же нам встречается неприметная церковь Santa Chiara, которая была построена в конце 17 века. Стоили церковь работники семинарии, которую к тому времени основали в Матере. Портал церкви весьма прост и геометричен. Центральную нишу занимает статуя Мадонны дель Кармине. В боковых нишах - Св. Клара и Св. Франциск.

Впечатляющие деревянные двери выглядят очень средневеково, хотя они были сделаны лишь в 18 веке.

В декоре этой церкви повторятся один единственный мотив - смерть. В то время (18 век) подобные украшательства были весьма в моде. Тогда смерть не вызывала страха, а считалась началом новой жизни. Деревянные двери разделены на 36 панелей, каждая посвящена теме смерти - черепа с перекрещенным костями, иногда облаченные в короны правителей, намекая на то, что после смерти все равны.

Тут же, над дверьми несчастная душа жарится под присмотром двух скелетов

Заглядываем внутрь - там пустынно и очень радостно. Посмотрите, какие чудесные краски и розочки!


Выходим из церкви и углубляемся в лабиринт улочек Матеры. Видно, что город, хоть и тихий, но жилой

На наше счастье пасмурное небо начало давать сбои и сквозь плотные облака стали прорываться солнечные лучи

Видать, местный бандит - ухо порвано

Кто сказал, что Матера - мертвый город? Вполне себе живой!

Доходим до очередной смотровой площадки у церкви Сан Пьетро Кавеозо и жадно облизываемся на пещеры троглодитов на противоположной стороне la Gravina. Какие-то счастливчики бродят там, заглядывают в древние жилища, но у нас просто напросто не хватило времени погулять ещё и по той стороне Гравины.

Мортон в "От Рима до Сицилии. Прогулки по Южной Италии" пишет: "На обоих склонах долины видны были пустующие дома-пещеры. Один берег реки называется Сассо-Кавеосо, другой - Сассо-Барисано. Слово «Сассо» означает - «скала». До сих пор я не видел ничего подобного. В отличие от большинства городов, стыдящихся своих трущоб, Матера, уверенная в своей уникальной живописности, устроила смотровые площадки, с которых можно хорошенько разглядеть пещеры. Имеется даже Страда-Панорамика-дей-Сасси, которая охватывает все пространство. Как утверждает местный путеводитель, она «предлагает туристу необычные ощущения»."

Однако, зависть наша тут же кончается, потому что именно на нашей стороне находится одна из важнейших церквей Матеры - San Pietro Caveoso, посвященная апостолу Петру. Фасад San Pietro Caveoso приобрел свои очертания в 13-начале 14 века, в то время как само здание было построено в 1218 году. На фасаде находятся статуи святых: Св. Павел, Св. Петр и Богородица, под подолом которой прячутся те, кто попросил у неё защиты.

Богородица с подзащитными - интересно, что слева страждущие изображены в колпаках. В то время, когда церковь строилась, было много религиозных братств, и подобные колпаки обеспечивали анонимность братьев.

Внутри церкви царит тишина и спокойствие, в декабре центральное место занимает необычный вертеп. Он сразу приковывает внимание посетителя своей формой и своим мягким желтым светом.

В церкви были прихожане, так что мы не стали мешать их молитвам, а тихонько ретировались. Правда, гуляли недолго - буквально за углом находится Casa Grotto di vico Solitario - музей-пещера. Я очень рекомендую сходить туда на экскурсию: это не отнимет много времени, но даст четкое представление о том, как жили люди в Матере буквально до недавнего времени. В это тяжело поверить, но до 50-60 годов люди продолжали жить в пещерах, выдолбленных в камне. В 1950-х началась кампания по выселению людей из Сасси, однако люди выезжали неохотно, некоторые позже возвращались в свои многовековые жилища. Только здесь люди могли похвастаться, что живут в тех же домах, что и их предки 9000 лет назад. До 1980 года опустевшие жилища были приютом для бомжей и бедняков, пока администрация города не решила взять все под свой контроль. Усилиями администрации Матера превратилась в туристический и в кинематографический город.

Вот, что пишет Мортон о старой Матере:

"Матера… Не могу припомнить ничего написанного по-английски об этом городе. Насколько я знаю, его не посещал никто из наших ранних путешественников - ни Гиссинг, ни Норман Дуглас. Самым полным отчетом - в английском переводе - является книга Карло Леви «Христос остановился в Эболи». Страшное описание. Читатели этой книги вспомнят, что, когда в 30-х годах писателя сослали туда за антифашистские высказывания, его сестра, врач в Турине, получила разрешение посетить брата в отдаленном горном городке к югу от Матеры. Приехав в Матеру на поезде, он пришла в ужас от увиденного. В 30-х годах половина населения, составлявшего сорок тысяч человек, проживала в пещерах на противоположных склонах речной долины. «Так представляют себе школьники Дантов ад», - сказала она своему брату.

«По причине жары дома были открыты, - продолжила она, - и по дороге я невольно заглядывала в пещеры, свет в которые проникал только через открытые двери. У некоторых пещер вообще не было нормального входа, а лишь люк и ступеньки. В темных отверстиях видны были земляные стены, жалкая мебель, кровати и лохмотья, вывешенные для просушки. На полу лежали собаки, овцы, козы и свиньи. У большинства семей имелась всего одна пещера, и в ней спали все вместе - мужчины, женщины, дети и животные. Вот как живут двадцать тысяч человек.

Детей здесь очень много. Они появлялись повсюду, в пыли, в жаре, среди мух, абсолютно голые или одетые в лохмотья. Никогда в жизни не видела я такую нищету… Женщины, заметив, что я заглядываю в дверь, приглашали меня войти, и в темноте, в зловонных пещерах, я видела детей, лежащих на полу под рваными одеялами. Они были в лихорадке и стучали зубами. У других из-за дизентерии остались лишь кожа да кости, и они еле таскали ноги».

За мисс Леви ходили дети, кричали что-то, но она не понимала их диалект. Думала, что они просят пенни, чтобы купить конфеты, но потом разобрала их слова: «Синьорина, дайте мне хинин»."

Итак, заглянем в типичное жилище - пещеру, выдолбленную в туфе . При входе нас спросили, на каком языке включить сопровождение - внутри расположены колонки, из которых диктор вещает о житье-бытье в такой пещере. Тут жила семья с 7 детьми. Родители и совсем младенцы спали на кровати, остальные - на сундуках и комодах.

Маленькая кухонька стратегически расположена над цистерной с водой - древние строители проявили чудеса инженерной мысли, соорудив целую систему сбора дождевой воды под старым городом. У каждого жителя была своя цистерна под пещерой. С кухни воду можно было черпать "не отходя от кассы"


Довольно просторное помещение для людей (хотя, конечно, со спальными местами плоховато)

Тут же, в задней части жилища - помещение для домашнего скота. Остается только предполагать, какие "уютные, домашние" запахи населяли эту пещеру.

Удовлетворив свое любопытство, мы продолжили прогулку по городу. Вид на другую часть города - эта часть уже больше похожа на "мертвый" город


А на противоположной стороне la Gravina туфовые "дома" совсем без удобств

Кирпичи вклинились в камни - это задняя стена церкви Мадонна де Идрис

Переплетенные улочки Сасси в очередной раз ненадолго осветились солнцем

Вид на город. В левом углу видно верхушку церкви с черепушками, про которую я рассказывала выше.

Мортон: "Было бы неправильно описывать Сасси как пещерный город. Есть дома, построенные над пещерами - под разнообразными углами, всех размеров, периодов и стилей. Они поднимаются кверху террасами; дорог нет, есть только узкие проходы и ступени, ведущие наверх или вниз. Плана застройки тоже нет. Дома напоминают скорее термитники, нежели человеческое жилье."

Сами того не заметив, мы забрели в кинематографическую часть Матеры

Матера (Сасси) играла роль Иерусалима в нескольких фильмах

"Евангелие от Матфея" (The Gospel According to St. Matthew, 1964)
"Царь Давид" (King David, 1985)
"Страсти Христовы" (The Passion of the Christ, 2004)
"Божественное рождение" (The Nativity Story, 2006)

Так же в Матере снимали:
"Волчица" (La Lupa, 1953)
"Создатель звезд" (The Star Maker, 1995)
"Омен" (The Omenб 2006)

А эта табличка напоминает о Гибсоне, который ходил по этим улицам в "Страстях Христовых".

При солнышке Матера оживает и становится не такой угрюмой, как в пасмурную погоду

Белье в пастельных тонах

Случайно набрели на рынок с сувенирами и поделками

Тут же материализовалась какая-то туристическая группа итальянцев - они начали нарасхват скупать свистульки

А я была очарована совами:)

Местные художники, продающие картины на этом же рыночке, весьма изобретательны

Поднявшись выше от рынка, мы поняли, что оказались в совсем заброшенной части города. Зато вид какой!

Заброшенные, пустеющие жилища очаровали меня, пожалуй, даже больше, чем вылизанный музей.


В некоторых видно, что когда-то тусовались либо бомжи, либо ещё кто

Знакомство с Матерой мы закончили чашечкой ароматного эспрессо. Конечно, было бы здорово заночевать в Матере и посмотреть на город, подсвеченный огнями, и пожить в пещере, но это никак не укладывалось в наше расписание...

Экстраординарный город, неправда ли? Альберобелло - это уютная и игрушечная сказка, а Матера - монументальная история.

Матера, самый странный итальянский город December 13th, 2013

Пост о Матере - последний в серии о нашей поездке в итальянский регион в марте 2013 года. На самом деле Матера находится не в Апулии, а в соседнем регионе Базиликата. Попали мы сюда благодаря тому, что в этом необычном городе проводился последний третий день соревнований . И место это действительно ни на что не похоже.

Вроде бы город основали еще римляне, но развиваться он начал в ранее Средневековье, когда жители побережья стали спасаться от набегов сарацин в глубине страны. Кроме того, сюда бежали многие греческие монахи в эпоху иконоборчества.
Местность, где была основана Матера - это глубокое ущелье, даже каньон, на дне которого чуть теплится ручеек, который только весной превращается в речку.

Склоны этого каньона (“гравина” по-итальянски) известняковые. И вот в этом известняке полно пещер. В пещерах стали жить люди, пещеры углубляли, расширяли, потом надстраивали домами. Постепенно получился ни на что не похожий полу-подземный город-лабиринт. Матера развивалась и вне этого склона, был построен Новый город с площадями и широкими улицами. А этот район города, называемый Сасси (что в переводе с итальянского означает камни), постепенно превратился в одни из худших во всей Италии трущобы. К началу 50-х годов власти решили почистить Сасси, и начали планомерно переселять (выгонять) отсюда жителей. Постепенно старый город опустел. Его помыли, почистили, и стали превращать в туристический городок. Однако, почему-то до сих пор массовый турист сюда не попал, хотя я видел пару автобусов китайцев с фотоаппаратами. И это здорово, поскольку улицы этого странного городка пока не переполнены туристами. Примерно половина улиц Матеры это даже не улицы - это лестницы:

Почти все фотографии из этой записи сделала моя жена Саша, которая гуляла по городу пока я принимал участие в соревнованиях. Глядя сейчас на эти фотографии, я понимаю, что я видел этот город совсем по-другому. На видео ниже видно, как город увидел я, только у меня это было все чуть-чуть по-медленнее:)

Это видео снял с помощью камеры размещенной на голове норвежский элитный спортсмен Øystein Kvaal Østerbø. Для меня Матера в памяти осталась как лабиринт узеньких лесенок и проходов. А на Сашиных фотографиях это все же больше похоже на обычный человеческий город. Итак, больше фотографий.

Вот я бегаю по городу:

А вот чемпион Европы и призер чемпионата мира в спринте Jonas Leandersson из Швеции.

А вот просто виды города:

если смотреть со стороны, то кажется, что это просто какое-то непонятное наслоение друг на дружку домов на разных уровнях. Но на самом деле эти склоны, “заросшие” древними домиками, открываются улочками и лесенками.

Не во все дворики города можно попасть, часть из них закрывается на такие элегантные дверцы:

В городе есть барочный кафедральный собор, зажатый на малюсенькой площади.

Вот другой собор:

Тот край города, что обрывается в каньон, выглядит совсем уже нереально - декорации к мрачному “фэнетези”. Особенно, учитывая то, что спряталось солнышко и стало совсем холодно, было в тот день около +6.

Здесь сохранился настоящий “пещерный” город. Правда, теперь уже в нем никто больше не живет.

Некоторые районы Сасси до сих пор заброшены:

Здесь тоже никто не живет.

На прогулки по Новому городу нас не хватило.

Обратите внимание какой пустой город. Это воскресенье, где-то два часа дня.

А вот что было в центре города в 11.

В центре города небольшой рынок. По улицам гуляют итальянские сеньоры. Очень много пожилых мужчин, и почти совсем нет женщин. Мужики гуляют парами и компаниями, и все они одеты обязательно в костюмы, пальто, обязательно при галстуке и головном уборе. Ходят и благоухают духами. Очень странная для нас картина. Лица у всех совершенно рабоче-крестьянские, но при этом одежда, осанка и важность с которой они выгуливают себя, весьма аристократические.

На этом про поездку в Италию в марте 2013 года всё! Ниже оглавление предыдущих серий.

Путешествуя на машине от Адриатического побережья, следует двигаться по автомагистрали Болонья - Таранто до выезда к Бари-Север. Далее по дороге SS 99 в направлении Алтамура - Матера.

От Тирренского побережья удобный путь по шоссе Салерно - Реджо - Калабрия, выезд с шоссе к Сичиньано-дельи-Альбурни. Далее нужно ехать по дороге SS 407 в сторону города Потенца, а затем до Метапонто вплоть до указателей на Матеру.

Поиск авиабилетов в город Бари (ближайший а/п к Матере)

Популярные отели Матеры

Гиды в Матере

Развлечения и достопримечательности Матеры

Сасси-ди-Матера

Сасси-ди-Матера - исторический район города Матеры. Он считается одним из первых поселений в Италии и является объектом всемирного наследия ЮНЕСКО. Оно выросло на одном из склонов ущелья Ла-Гравина, образованного рекой, от которой сейчас остался лишь небольшой ручей. Элегантные жилища, вырубленные в известняковом камне туфе, чередуются с подземными пещерами и лабиринтами, формируя единый потрясающий пейзаж.

В 1950 году правительство Италии переселило большинство населения Сасси-ди-Матера в «новую» Матеру. Но и по сей день скальный город обитаем. Сейчас Сасси, пожалуй, единственное место в мире, где люди живут в домах своих предков, населявших этот район около 9 тысяч лет назад.

Район Сасси делится на две части: появившуюся первой Сасси-Кавеозо и более позднюю Сасси-Баризано. В Сасси можно увидеть бесчисленное множество церквей, каждая из которых имеет свои отличительные особенности: от величия церкви Сан-Пьетро-Баризано, в которой часто проходят джазовые концерты, до богатства иконографи Санта-Лючия-алле-Мальве. Конвичинио-ди-Сант-Антонио представляет собой целый комплекс пещерных церквей, войти в который можно через элегантный портал, где четыре церкви, каждая в своем собственном стиле, выходят во двор.

Скальное обнажение Монтерроне хорошо просматривается с многих точек. Внутри скалы находятся церкви Санта-Мария-де-Идрис и Сан-Джованни, соединенные проходом и образующие единый комплекс.

К церкви Санта-Мария-де-Арменис легко добраться из исторической части города Матеры. Фасад церкви выложен каменной кладкой и украшен стрельчатыми арками. В наши дни в церкви проводятся художественные выставки.

Церковь Санта-Барбара с ее потрясающими фресками и иконостасом - настоящая жемчужина «пещерного» искусства Сасси.

Обязательно стоит осмотреть пещерный комплекс церквей Мадонна-делле-Вирту и Сан-Никола-деи-Грэчи. Каждое лето комплекс становится площадкой для международной выставки скульптуры, организуемой ассоциацией «Ла-Скалетта».

Входной билет в 5 пещерных церквей составляет 6 EUR, в три церквей - 5 EUR, одной церкви - 2,50 EUR. Посетить церкви Санта-Мария-де-Арменис и Санта-Барбара возможно только по предварительному запросу. Цены на странице указаны на ноябрь 2018 г.

Национальный музей Доменико Ридола

Узнать об истории города можно, посетив Национальный музей Доменико Ридола, основанный в 1911 году. Доменико Ридола был врачом и сенатором, обожал античность. К концу 19 века он провел ряд раскопок, в ходе которых обнаружил поселения эпох палеолита и неолита. На основании своих исследований он собрал коллекцию археологических артефактов, которая с тех пор пополняется и обновляется сотрудниками музея. Музей открыт для посетителей ежедневно, с 14:00 до 20:00; стоимость входного билета составляет 2,50 EUR.

Дворец Ланфранчи

Во дворце Ланфранчи размещается коллекция Музея современного искусства Базиликаты , а также внушительное собрание работ Карло Леви и многочисленные картины 17-18 вв., принадлежащие кисти художников неаполитанской школы. Музей открыт ежедневно с 09:00 до 19:00, 24 и 31 декабря - до 13:00; стоимость входного билета - 3 EUR.

Эти дома хранят память о различных цивилизациях, которые сменяли друг друга в течение многовековой истории Матеры. Первые поселения здесь появились ещё в эпоху неолита; свой след оставили христианские отшельники и византийские монахи, норманнские завоеватели и архитекторы барокко. Особого внимания заслуживают пещерные церкви, которых здесь около 155; многие из них украшены фресковыми росписями X-XI вв. Весь этот комплекс был признан объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1993 г. Город из высеченных в туфовых скалах жилищ прозвали «подземным», а непрерывная история Матеры позволяет ей претендовать на звание одного из самых древних городов планеты из ныне существующих.

Что посмотреть

«Сасси»

Панорама Матеры / Shutterstock.com

«Сасси» Матеры - уникальное произведение искусства, в создании которого приняли участие сотни тысяч художников. Это совокупность пещер на краю каньона глубиной 70-80 м, по дну которого протекает река Гравина. Здесь можно проследить всю историю города, включая следы варварских и арабских завоеваний, христианские погребения, разрушения византийского периода и многое другое вплоть до эпохи Возрождения и барокко.

«Сасси» - это третий из ныне существующих городов по возрасту. Так что, приехав сюда, вы можете как бы совершить путешествие по человеческой истории в обратном направлении, дойдя до зари цивилизации. Здесь всё кажется неподвижным, привязанным к прошлому, которое выражено в камне. Меняются формы, но аромат истории и впечатление от пейзажа остаётся живым много лет в своём неизменном виде.

Пещерные церкви

В центре и окрестностях Матеры насчитывается порядка 155 пещерных церквей, высеченных в туфе. Это скиты, обители, крипты, лавры и даже подземные базилики, чьи стены часто покрыты древними фресками. Всё это - творения монахов-бенедектинцев и византийцев.


Церковь святых Петра и Павла (она же San Pietro Caveoso) / Shutterstock.com

Особенно красивы церковь Сан-Пьетро-ин-Принципибус с криптой в форме греческого креста, которая была частью мужского монастыря у подножия поселения эпохи неолита. Церковь Мадонна-ди-Сан-Кроче с фреской Мадонны на престоле с младенцем, благословляющим десницей, также заслуживает внимания.


Крипта первородного греха. Деталь фресковой росписи © Foto Progetto Mirabilia

Обязательно взгляните на Крипту первородного греха (Cripta del Peccato Originale) - архитектура здесь нехитрая, но цикл фресок считается одним из важнейших в истории искусства X в.


Церковь Санта-Мария-де-Идрис / Shutterstock.com

В Парке Монахов (Parco dei Monaci) есть грот с фресками XI столетия, а в апсидах церкви Мадонна-делла-Вирту (X в.) - фрески византийского периода. Также можно упомянуть церковь Санта-Мария-де-Идрис, Сан-Джованни-ин-Монтерроне, Санта-Лучия-алле-Мальве, Сан-Донато, Сант’Антонио-Абате, Санта-Барбара и многие другие. Пещерная церковь Спирито-Санто X в., расположенная в центре города, - одна из тех семи точек, где обосновались бенедектинские монахи. С ходом столетий церковь радикально изменилась, но сегодня, после реставрации, её устройство почти полностью вернуло себе своё первоначальное великолепие, и здесь можно осмотреть некоторые из фресок XII в., когда-то покрывавших её стены целиком.

Палаццо Ланфранки


Палаццо-Ланфранки / Shutterstock.com

Это здание спроектировано и построено в 1668-1672 гг. Палаццо-Ланфранки - самый яркий памятник XVII в. в Матере. Его ассиметричный фасад делится надвое горизонтальным карнизом. В нижней части есть пять ниш со статуями Мадонны-дель-Кармине и различных святых. В верхней - вертикальные пилястры с капителями, девять слепых арок, самая широкая из которых поглотила вобрала в себя большое круглое окно-розу, а в верхней части фасада размещён фронтон с часами посередине. Перед входом установлена скульптура Кенджиро Адзумы «Капля».

Национальный музей средневекового и
современного искусства Базиликаты


Деталь экспозиции музея © SyndromeDeStendhal / Flickr.com

Музей находится в здании палаццо-Ланфранки. Его экспозиция поделена на четыре раздела: религиозное искусство, коллекция д’Эррико, современное искусство и этноантропология. В залах музея можно увидеть произведения, попавшие сюда из церквей региона, полотна неаполитанской школы XVII-XVIII вв., несколько картин Карло Леви, Луиджи Гверриккьо и Рокко Молинаро, а также предметы, иллюстрирующие материальную культуру Базиликаты.

Национальный археологический музей
имени Доменико Ридолы


Древняя амфора, выставленная в археологическом музее © visitmatera / Flickr.com

Национальный археологический музей Матеры - самое старинное из выставочных пространств всего региона. Здесь собраны важные археологические находки, обнаруженные в Матере и её окрестностях. В частности, здесь есть артефакты из окружённых траншеями поселений эпохи неолита, которые датируют от VI тысячелетия до н.э.

Природно-исторический археологический парк пещерных церквей Матеры

Региональный парк Мурджа-Матерана площадью 8 000 га находится вне исторического центра Матеры, в окружении волшебной природы. Парк был учреждён в 1990 г. На его территории находятся каньон Гравина-ди-Матера, пещерные церкви и плоскогорье Мурджа.


Природно-исторический археологический парк Мурджа © Foto Progetto Mirabilia

Человек заселил эти земли в далёкие эпохи палеолита и неолита, устроив здесь десятки поселений, от которых нам остались могилы и цистерны. На их руинах в средневековье селились монахи-отшельники; они же высекали гроты для церквей у края каньона. Самые древние следы человеческого присутствия можно наблюдать в Гроте летучих мышей (Grotta dei Pipistrelli), образовавшемся миллионы лет назад под воздействием морских волн и заселённом в эпоху верхнего палеолита.


Грот летучих мышей © visitmatera / Flickr.com

Земля здесь выглядит не особенно благожелательно, но природа подарила ей необыкновенно богатые флору и фауну. Здесь встречаются более 900 видов растений, включая лекарственные травы и специи. Из животного мира здесь очень распространена степная пустельга.

Примерно в 15 км от города находится холм Тиммари - часть крупного археологического участка, который простирается вплоть до долины Брадано и озера Сан-Джулиано.

Кухня

Чаледда

Чаледда по-лукански © panecotto.it

Самое известное фирменное блюдо Матеры - это холодная чаледда ; слово это имеет звукоподражательное происхождение: блюдо готовят, обмакивая чёрствый хлеб почти целиком в воду с оливковым маслом, солью, салатными помидорами и душицей. Есть и горячий вариант, который подают зимой.

Суп «крапиата»

Крапиата по-матерски © wikimatera.it

Это бобовый суп, очень распространённый в этих краях. Основные ингредиенты - это злаки, картофель, бобы и цикорий, а также сельдерей, помидоры черри и оливковое масло холодного отжима. Есть также несколько сезонных вариантов, в которые добавляют соответствующие времени года ингредиенты.

«Страшинати» с хлебной мякотью и хрустящим перцем

Ближайший аэропорт - Bari Palese (примерно 50 км). От аэропорта на матерскую площадь Визитационе ходит шаттл.

На поезде

От центрального вокзала Бари можно доехать до Матеры на поезде компании Ferrovie Appulo Lucane (FAL).

На автомобиле

С Тирренского побережья : ехать по автостраде Salerno — Reggio Calabria. Следовать указаниям в сторону Potenza. Далее в направлении Metaponto по шоссе SS 407 «Basentana» до указателей Matera неподалёку от Ferrandina Scalo.

С Адриатического побережья : ехать по автостраде Bologna-Taranto до съезда Bari Nord. Следовать в сторону промзоны, в направлении Altamura-Matera, сначала по шоссе SS 96, а затем по SS 99, где в скором времени планируется модернизация.

С Сицилии и из Калабрии : ехать по автостраде Reggio Calabria-Salerno. Съезд в Sibari, далее по шоссе SS 106 Jonica в сторону Taranto. Съезд Matera неподалёку от Metaponto.

От полуострова Саленто : самый удобный путь - проехать Taranto и двигаться по шоссе SS 106 Jonica до съезда Matera неподалёку от Metaponto.


В южной части Италии, в провинции под названием Базиликата есть небольшой красивый и древний город, о котором мало кто знает. Матера существует в каньоне реки Гравина еще с доисторических времен (со времен неолита). Из-за уникальной исторической части города под названием «Сасси» Матеру также иногда называют «Подземным городом».


Было доказано, что люди жили здесь еще 9000 лет назад, но официальная история города начинается с римлян, а именно - с третьего века до нашей эры. Оригинальное название римского поселка было Матеола. Историки считают, что название, вероятно, было дано в честь римского консула Луция Цецилия Метелла.

В 664 году нашей эры, после того, как лангобарды завоевали провинцию Матера, у города сменилось много владельцев.


В IX и X веках за Матеру постоянно вели борьбу византийские и германские императоры, пока им не стал управлять Вильгельм Железная Рука. В начале XVII века важность города настолько возросла, что он стал столицей всего региона Базиликата. Эту «должность» Матера занимала до 1806 года, когда столица была перенесена в Потенцу.

Матера также сыграла важную роль во время Второй мировой войны, когда она стала первым итальянским городом, который начал активную борьбу против вермахта.


Вероятно, наиболее интересной частью города является его исторический центр - старая часть города, которая называется «Сасси ди Матера».

В Сасси (что означает «камни») до сих пор сохранились доисторические дома, построенные пещерными людьми (троглодитами), населявшими этот регион тысячи лет назад. Поселок Сасси очень похож на жилища в деревне Меллиха в северной части Мальты.


Поскольку археологические данные показывают, что первые поселения первобытных людей существовали здесь еще в 7000 г. до н.э., «Сасси ди Матера» считается одним из первых поселений в современной Италии.

Эти жилища в Сасси были кропотливо вырублены в известняковых скалах. Подземных домов в некоторых частях этого района было так много, что улицы были построены в буквальном смысле на «крышах» домов.


В связи с рядом изменений в государственной политике и из-за эпидемии малярии, угрожающей его в 1950-х годах, итальянское правительство приняло решение переселить жителей Сасси в недавно построенную часть города.

Однако, многие люди отказались переселяться, поэтому сегодня Матера является единственным местом в мире, где люди могут похвастаться, что до сих пор живут в домах домах своих предков, в которых те жили 9000 лет назад.


Река Гравина разделяет город, построенный на скалах над древними пещерными жилищами, на две части. Эта особенность привела к тому, что вода была очень труднодоступной для его жителей. Именно поэтому люди начали делать огромные резервуары (известные, как «цистерны»).


Один из самых больших резервуаров для воды находится под площадью Витторио Венето. Высота стен в нем - целые 15 метров и внутри его даже проводят экскурсии на лодке. Поскольку население в Матере начало увеличиваться, в итоге многие из старых «цистерн» были переделаны в жилые дома.


Церковь «San Francesco d"Assisi».

Пещерные дома - не единственная достопримечательность в Матере. В этом городе также можно найти несколько очень красивых церквей. К примеру, центральный собор Матеры, который носит название Santa Maria Della Bruna, был построен в 1389 году и увенчан 52-метровой колокольней.

Исторический центр Матеры по сей день сохраняет первозданный шарм. Из-за этого многие режиссеры выбирают этот город как идеальное место для съемок древнего Иерусалима.


Здесь снимали многие фильмы на библейские сюжеты, такие как «Евангелие от Матфея» режиссера Пьера Паоло Пазолини (1964), или «Страсти Христовы» Мела Гибсона (2004). Сегодня Матера является процветающим городом со многими предприятиями, тавернами и гостиницами, а его красота буквально завораживает тысячи посетителей каждый год.

А ещё в Италии находится . Она действительно впечатляет!

Loading...Loading...