Оформление портфолио архитектора. Лучшие примеры архитектурных портфолио. Проекты и реализации — действительно не самое важное

Каждый студент начинает свою архитектурную карьеру с отправки портфолио в архитектурные фирмы с целью получения работы и практики.

Известные компании получают большое количество примеров портфолио архитекторов. Одна из них, архитектурная мастерская полного цикла из Сиэтла, BUILD проанализировала все полученные работы и определила 5 принципов хорошего портфолио архитектора.

Правило №1

Не перестарайтесь с обложкой.

Обложка – это первое что видит ваш потенциальный работодатель. Это как первое впечатление, и если оно негативное, то ваше портфолио возможно и открывать не станут.

Неважно, выбираете вы папку для печатного портфолио или дизайн для онлайн версии, следует придерживаться минималистичного, локаничного стиля. Строгий стиль намного лучше креативного подхода, ведь это лишь обертка, внимание нужно обращать на работы внутри портфолио.

Для печатного портфолио подойдет одноцветная папка, папка из черной кожи.

Для онлайн версии портфолио можно использовать бесплатные сервисы, которые позволяют показывать широкоформатные изображения и используют простую навигацию. Вам смогут помочь Squarespace или Сargocollective.

PDF-формат широко используется для пересылке по почте или в сервисах по типу Issuu. Но вы не знаете, есть ли у принимающей стороны ограничения по размеру файла, поэтому не привышайте лимита 5 мегабайт.

Правило №2

Принцип трёх частей

Все ваши главные аспекты жизненных достижений следует преподносить в трех разделах.

Студенческие проекты: с этим разделом у вас не должно возникнуть проблем.

Профессиональная работа: во время обучения постарайтесь устроиться на практику в архитектурное бюро хотя бы на пару недель. А уж там беритесь за любой проект и тщательно все документируйте. Кроме неоценимого опыта работы в архитектурной среде, вы получите несколько работ в свое портфолио.

Личные проекты: профессия архитектора требует творчества и самоотдачи. Покажите, что вы увлечены архитектурой и вне работы. Это могут небольшие наброски вашего личного проекта или же реальный объект, который вы реализовываете сами.

Правило №3

Возможно, мы сейчас вас удивим, но никто не будет читать ваше портфолио. Старайтесь не писать длинных монологов о том, какой вы замечательный. Это должны сказать ваши работы. Выделяйте только самое основное: тип проекта, год, материал, техника, соавторы.

Правило №4

Рисунок от руки это классика

Хорошие рендеры, особенно если сделали их вы, непременно нужно включить в свое портфолио. Но нельзя пренебрегать рисунком от руки, так как показывает ход ваших мыслей. Сохраняйте эскизы ваших работ, чтобы включить их в портфолио, иначе это будет не портфолио архитектора, а 3D-визуализатора.

Правило№5

Соблюдайте последовательность изложения

Представьте, что папка с вашими достижениями, это ваш рассказ о себе. Хороший рассказчик не делает резких скачков во времени, а каждый рассказ имеет свой стиль. Так должно быть и в вашем портфолио. Придерживайтесь одинакового графического стиля и знаков на всех страницах, и вы увидите, что даже несовместимые работы можно собрать в одну историю.

И не бойтесь оставлять пустые места на странице, покажите что вы уверенны в тех работах, что выбрали для портфолио.

Возможно, это и не единственные принципы, но эти 5 прошли тест временем. Они сразу отличают достойного кандидата от посредственности.

И еще, не считайте свое портфолио самым важным документом для человечества. Согласны, лично вы сложили в него немало труда, но приняв вас на работу, ваше портфолио закинут в дальний угол. Не печальтесь, портфолио это всего лишь билет к новым вершинам!

Желаем удачи! И, кстати, архитектурное бюро IK-architects также в поисках архитектора.

Советы по составлению портфолио.

Портфолио — важный документ, показывающий уровень профессионализма. Оценивая работы в портфолио, работодатели и заказчики берут на работу, дают новые проекты или отказывают кандидатам. Так случилось, что у меня до сих пор нет такого портфолио, которое было бы не стыдно показывать. Часто я даже говорю, что у меня его нет, потому что никто его не требует. Здесь есть доля правды, но в этой статье поделюсь с мыслями по поводу составления портфолио, которыми сам хочу следовать, и, надеюсь, они будут полезными для других.

Первая и главная функция, о которой нельзя забывать — портфолио должно создать эффект «вау». У человека, пролиставшего портфолио, должно сложится мнение о том, что автор мегакрутой специалист, пусть и с небольшим опытом. Никто не вглядывается в портфолио, его быстро пролистывают в течение нескольких секунд и сразу формируют впечатление.

Виды электронного портфолио:

  1. Файл в формате PDF, который прикрепляется к e-mail.
  2. Страница на сайтах портфолио, например, Behance.
  3. Видео на YouTube.
  4. Портфолио на сайте поиска работы, например, HeadHunter.
  5. Собственный сайт или блог.

Последний вид считаю самым крутым, он формирует наибольшее впечатление о человеке. На своем ресурсе развязаны руки для любых идей, поэтому советую создавать его. О том как здорово иметь свою площадку напишу отдельную статью.

Портфолио в PDF должно быть. Это закрытый вид, в него можно поместить например, рабочие чертежи, которые нельзя выставлять на всеобщий доступ на своем сайте.

Портфолио на сайтах работы имеет самый примитивный функционал, количество изображений и их размер ограничен, поэтому надо не забывать в резюме указать ссылку на нормальное полное портфолио.

Как я уже писал, важна эффектная подача материала. И даже сданные работы надо доводить до презентационного уровня. Ведь в портфолио должны быть только самые лучшие работы, пусть даже и немного.

Решаем проблему с нехваткой работ. У молодых специалистов, например, студентов, еще не накопилось много работ. Но действовать как-то надо. В целом не может быть ситуации когда вообще нет никаких работ. Всегда есть курсовики, которые можно красиво подать.

Самый главный совет при оформлении курсовых и конкурсных проектов — не вставлять в портфолио целые «планшеты»!

Я считаю, что это выглядит ужасно. Во-первых, закомпонованные изображения слишком маленькие и их не разглядеть, да и компоновка не всегда удачная, ведь, делалась в последний день-два до подачи. Во-вторых, такие планшеты сразу обличают, что это студенческий проект. Я предлагаю разделять всё на отдельные изображения по принципу «одно изображение — один вид (чертеж)».

Каждую весну архитектурные бюро получают огромное количество портфолио от студентов, желающих обеспечить себе стажировку. Эти портфолио демонстрируют широкий спектр навыков молодых архитекторов и разнообразие их взглядов. И хотя разнообразие бесконечно радует, это все-таки не то, на что следует обращать внимание в первую очередь. Самое смешное, что чем необычней начинают выглядеть портфолио, тем больше хочется увидеть нечто простое, понятное, сделанное по каким-то принципам. По принципам, которые существуют вне времени и вне места, которые уравнивают шансы материала, написанного от руки или присланного в цифровом виде, настолько универсальные, что ими могут пользоваться абсолютно все.

02.04.2014, 13:55 |

5 принципов оформления портфолио, изложенные ниже, являются продуктом личного опыта и носят, скорее, рекомендательный характер. И конечно, вовсе необязательно наступать на горло собственной индивидуальности после ознакомления с ними. Но хотя бы один из них стоит учесть.

1. Не думайте долго над обложкой портфолио! Это касается и обычных папок, и шаблонов презентаций. Простота производит больший эффект, чем чрезмерное творчество. Если у вас есть умная мысль, используйте ее подобающим образом, а не тратьте время на украшательство. Главное находится внутри портфолио, а не снаружи.

Например, посмотрите на папку Prat Paris 112 Rod Binder . Все просто и ясно. Красивый рабочий материал. Такое потом можно будет найти в Библиотеке Конгресса. Если повезет...

2. Правило трех. Портфолио подводит определенный итог вашим достижениям. Оно должно показать вас с лучшей стороны в трех аспектах:

Студенческие работы. Вдохновенные эскизы, показывающие первые шаги в архитектуре, есть у всех. Если они вас самих не устраивают, то надо (или надо было) сменить учебное заведение.

Профессиональные работы. Даже недельная стажировка в архитектурном бюро дает большой опыт, потому что вы так или иначе включаетесь в реальную жизнь архитектора, можете хотя бы отчасти примерить ее на себя. В общем, это стоит подробно задокументировать.

Личные работы. Обложку незачем было разрисовывать, зато здесь можно отвести душу, а заодно показать, что вы личность со своими интересами и убеждениями и являетесь архитектором не с 10.00 до 19.00, а каждую минуту своей жизни.

3. Больше изображений, меньше текста. Вы знали об этом! Никто не будет читать ваше портфолио, это не «Анна Каренина». Сопроводительный текст должен содержать только факты: тип проекта, название студии или имя вашего руководителя, год, размеры, материалы, техника исполнения.

4. Рисунки и чертежи от руки всегда будут предпочтительней. Цифровые технологии вознесли уровень визуализации на небывалую высоту. Но! Ничто так хорошо не продемонстрирует, что вы компетентный специалист, как эскиз, набросанный карандашом. Он не только покажет, что вы умеете держать в руках карандаш, но и ваши социальные и коммуникативные навыки. Эскиз от руки показывает, как вы думаете.

5. Единый формат. Портфолио должно быть сродни рассказу, в котором лучшие проекты намеренно выстраиваются в четкую, стройную презентацию. Все должно быть подчинено единой визуальной системе, плавно перетекающей с одной страницы на другую. Любые разрозненные проекты из отдельных периодов вашей творческой жизни можно выстроить в сюжетную линию. И не надо бояться временных пробелов - это наоборот показывает вашу уверенность в том, что проекты, которые вы выбираете, действительно для вас важны.

И последнее. Когда работа над составлением портфолио будет закончена, вам на мгновение покажется, что это самый важный документ на всей планете, это Святой Грааль, в котором ваши пот, кровь и слезы. Но мгновение пройдет, и вы обнаружите выстраданное портфолио под пыльной грудой архитектурных журналов и папок с новыми проектами. И тогда, если вы следовали пяти простым правилам, ностальгия не будет мучить вас, и вы поймете, что сделали все правильно.

Текст по материалам Build Blog .

Фото: Build Blog.

— я описывала «скелет» технологии поиска работы, самые основы, а сегодня начну нанизывать «мясо» — развернуто рассуждать о нюансах. Советую начать с , если вы ее еще не читали.

Сегодня тема очень важная — оформление портфолио! Портфолио — квинтэссенция квалификации архитектора, но зачастую оказывается, что работ накопилось много, но собрать их в презентационный вид так и не дошли руки.

Так уж получилось, что информации о том, как составлять портфолио, ничтожно мало в интернете и в информационной среде вообще. А уж найти чье-нибудь в качестве примера вообще практически невозможно, потому что все архитекторы их хранят как зеницу ока, опасаясь за авторские права. Когда я верстала свое - подсматривать было некуда, приходилось придумывать свой собственный канон и на практике проверять — что работает, а что — нет. В результате у меня получилось несколько правил, от базовых - которые влияют на общее впечатление от опыта и квалификации, до очень специфических - которым можно и не следовать, но в итоге они очень хорошо «шлифуют» портфолио.

1 Порядок расположения работ

Есть два основных способа — оба работают. И оба имеют свои плюсы и минусы.

1) Располагать работы в порядке роста их значимости (от более ранних к более поздним)
2) Располагать работы от самых последних и крутых к более ранним

Плюсы первого варианта:
Когда потенциальный работодатель пролистает ваше портфолио, у него останется впечатление не только от самих работ, но и от прогресса - будет видно, что с каждой новой работой вы растете, и проекты становятся глубже, проработаннее и масштабнее. Идеально, если такой порядок расположения совпадает с хронологическим. Но если не совпадает - все равно лучше располагать работы в порядке роста их качества. Однозначно, я бы избегала, например, после интересной конкурсной работы следом ставить какой-нибудь не самый выразительный коттедж, это будет выглядеть как шаг назад. Ну и конечно, очевидный вывод - заканчиваться все должно на самой яркой и классной работе.

Плюсы второго варианта:
Если бюро большое, и туда поступают десятки заявок в месяц, у работодателя мало времени на первичный просмотр и сортировку входящих писем — поэтому лучше все козыри выложить вперед. Если портфолио не зацепит HR в самом начале — он может закрыть его не дойдя до самого интересного.

В своем я верстала по первому варианту — от учебных работ к практическим. Но в следующий раз, пожалуй, буду делать наоборот.

2 Год проекта

Очень важное правило, которое преследует цель — показать непрерывный профессиональный рост. Прикинув в голове, за какой срок вы собрали портфолио, работодатель сделает вывод - быстро вы растете или не очень.

3 Навигация

Я видела такие портфолио, где даже не всегда указан не то что год, но даже название проекта. Так быть не должно, портфолио должно быть прозрачным по структуре. Джентльменский набор информации: номер проекта, название, год, статус (учебный, дипломный, конкурсный, в составе авторского коллектива, реализованный и т.д.), краткая аннотация (пояснение).
Я указывала номер/всего_проектов для удобства ориентирования. Например 5/9 — пятый по счету, а всего проектов в портфолио девять.

4 Количество проектов

Обычно, чем крупнее компания, и значит, чем больше заявок она постоянно получает, тем больше краткости потребуется, чтобы успеть произвести впечатление. Обычное число работ - от 5 до 10.

5 В проекте должна быть понятна его задача

Этот пункт появился, потому что я видела работы, где он не соблюдался.
Я имею ввиду, если например, у вас проект района с детальной разработкой какого-то узла (например, общественного комплекса). Иногда смотришь на такие проекты и непонятно - то ли уже был район, а вы разрабатывали только общественный комплекс, то ли район тоже запроектирован вами. Обязательно должно быть краткое (в пару абзацев) пояснение для проекта - что это, в чем, собственно, заключается проект, какая была задача перед проектировщиком, как вы ее решили.

6 В крупных проектах должна быть указана ваша роль

Понятно, когда проект огромный, он делался не в одиночку. Вы могли участвовать в нем как:
1) член авторского коллектива, то есть делать от концепции, от принципиальных решений и до компоновки, но просто не в одиночку.
2) как член рабочей (технической) группы, то есть не участвовать в принятии принципиальных решений, но делать какую-то техническую часть (визуализации, подготовка чертежей и т.д.)

Указывать роль надо обязательно. Если работодатель так и не понял, что вы делали в этом проекте, потому что вы это не уточнили, он подумает худшее — «носили кофе». В любом случае, к вам появится недоверие, потому что вы недоговариваете. Поэтому лучше уточняйте. И будьте честны в этом вопросе, тем более, любой опытный архитектор сможет легко проверить ваши слова.

7 «Заточенность» портфолио

Если вы делаете портфолио для себя — это одно дело, и тут не существует никаких правил. Если же это портфолио для подачи заявки на работу — то оно должно быть «заточено» под специализацию конкретной компании.
Ни одно бюро в мире не делает одновременно интерьеры однокомнатных квартир и региональные транспортные хабы. Соответственно, включать оба проекта, если они у вас есть, в целевое портфолио (для рассылки, не для себя) нет смысла, часть из них будет по адресу, а часть — совсем мимо.

Вот пример компоновки: это кусок из моего портфолио, учебный проект 2012 года. Сразу примечание — шрифт аннотаций красивый, но абсолютно нечитаемый здесь, потом я заменила на Helvetica. Удобство восприятия важнее)


И самый главный вывод, к чему мы все стремимся: портфолио должно быть настолько понятным и исчерпывающим, чтобы у работодателя вообще не осталось ни одного вопроса. Если вам это удалось - это выдает в вас хорошего селф-менеджера, который смог решить поставленную задачу (самопрезентацию в данном случае) максимально эффективно. В этом случае ваше собеседование сведется просто к ответной самопрезентации вашего работодателя.

BUILD — архитектурная мастерская полного цикла из Сиэттла. Основное направление деятельности — общественные интерьеры и частные жилые дома. С 2007 года коллектив компании ведет отдельный блог , где обсуждаются актуальные для архитектора проблемы.

1. Не переусердствуйте с обложкой

Неважно, выбираете вы папку для печатного портфолио или шаблон для онлайн-версии — простой и строгий стиль по умолчанию будет лучшей опцией, чем чрезмерно креативный подход. Если у вас есть интересная идея, конечно же, используйте ее, но не придумывайте специально что-то оригинальное только для того, чтобы отличаться от других в ущерб всему остальному. Помните: важны прежде всего ваши работы внутри портфолио, а переплет или сайт — это лишь средство подачи.

Если вы делаете печатную версию, отлично подойдет одноцветная папка с переплетом и вкладышами внутри, или более изящная версия с обложкой из черной кожи.

Для онлайн-презентаций сейчас достаточно бесплатных сервисов, предоставляющих понятные шаблоны с простой навигацией и возможностями показа широкоформатных изображений. Можно попробовать Squarespace или Сargocollective.

pdf-формат хорошо подходит для пересылки по электронной почте или для заливки на сервисы по типу Issuu, но не забывайте, что у принимающей стороны может стоять ограничение по размеру файлов, поэтому старайтесь не превышать размера файла в 5 мегабайт.

2. Правило трех частей

Портфолио — это краткое изложение ваших жизненных достижений. Оно должно показывать лучшие примеры трех базовых аспектов.

Студенческие проекты: с этим у вас не должно возникнуть никаких проблем. В ином случае, возможно, стоит задуматься о смене архитектурного института.

Профессиональная работа: устройтесь на практику в хорошее архитектурное бюро как можно скорее. Даже если это будет 1-2 недели после зимней сессии, у вас появится возможность включить в портфолио реальные проекты, связанные с профессиональным бюро. Во время практики беритесь за все, что возможно, и затем старательно документируйте свою работу.

Личные проекты: это важно, чтобы ваше портфолио показывало, что вы вовлечены в архитектуру не только в учебное время. Это может быть все, что угодно: графическая работа, составленная под впечатлением от путешествия, или небольшой реальный объект, показывающий, что вы не боитесь запачкать руки. Помните, в бюро прежде всего ждут интересных энергичных личностей.

3. Больше изображений, меньше текста

Может быть, для вас это будет шокирующей новостью, но никто не собирается читать ваш портфолио. Поэтому сделайте глубокий вдох и просто смиритесь с этим. Используйте текст по минимуму, придерживаясь только фактов: тип проекта, предмет или имя профессора, год, материал, техника.

4. Рисунок от руки всегда актуален

Глянцевые модные рендеры прекрасны, и если вы умеет их делать, то, безусловно, должны включить их в свое портфолио. Но факт остается фактом — архитектор должен уметь без проблем выражать свои мысли на бумаге. Это не просто базовый способ коммуникации в архитектурной среде: ваши эскизы еще и демонстрируют ход ваших мыслей. Постарайтесь включать зарисовки в ваше портфолио, даже если они были сделаны на обрывке бумаги в процессе проектирования и поиска формы.

Портфолио без набросков и эскизов — не архитектурное портфолио, а портфолио 3D-визуализатора.

5. Соблюдайте последовательность

Портфолио должно составлять впечатление рассказа, который собирает вместе все ваши лучшие проекты для одной цельной презентации. Необходимо придерживаться единого графического стиля и визуальных знаков, которые бы повторялись на всех страницах. Удачно выбранный формат сможет собрать несопоставимые проекты разных лет в одну сюжетную линию. И не пытайтесь заполнить весь лист целиком, не бойтесь пустых пространств листа. Это показывает вашу уверенность в том, что выбранные изображения действительно важны.

Возможно, есть еще несколько важных советов и указаний, которые стоит учитывать при создании портфолио, но эти пять прошли тест временем лучше всех остальных. Каждый раз, как портфолио попадает в студию на стол, эти пять правил выделяют хорошее портфолио от посредственных заявок.

Однако есть еще одна проблема, о которой необходимо сказать. Не забывайте, что ваше портфолио — это не Святой Грааль или какая-нибудь другая реликвия. Да, вы вложили в его создание много времени и сил, и в какой-то момент вам может показаться, что это самый важный документ на свете. Но все-таки это лишь билет на практику или в новую архитектурную школу. В конечном счете, если вы следовали этим пяти пунктам и попали туда, куда хотели, портфолио быстро окажется в стопке со старыми журналами, и у вас есть право оставить его там.

Изображения BUILD Lld.

Loading...Loading...