В чем состоит удобство табличного представления. Материальные и информационные модели. Графические информационные модели

Информация — это сведения, получаемые из окружающего нас мира. По форме представления различают числовую, текстовую, графическую, звуковую, текстовую и видеоинформацию. Также удобной формой для представления информации является табличная. На вопрос, в чем состоит удобство табличного представления информации, можно смело ответить, что именно в такой форме все компактно организовано и нет лишнего текста, поэтому можно быстро находить нужные значения.

Таблица для представления информации характеризуется своим названием, содержанием ячеек, количеством строк и столбцов с их названиями. Основными элементами табличного представления являются записи — это строки, которые содержат данные различного типа и чаще всего относятся к одному объекту; поля — это столбцы, которые, как правило, содержат данные одного типа; реквизиты — это конкретные значения, которые находятся в ячейках представляемой таблицы.

Для того, чтобы привести информацию к табличному представлению, нужно произвести анализ всей информации и определить объекты, о которых пойдет представление, выделить их свойства и отношения между собой. Далее определить общее количество нужных столбцов и порядок их расположения, назначить наименования для этих столбцов и выбрать порядок размещения строк так же с назначением наименований. После чего можно размещать реквизиты или данные по ячейкам таблицы.

Структура и правила оформления таблицы

Для описания ряда объектов, обладающих одинаковыми наборами свойств, наиболее часто используются таблицы, состоящие из столбцов и строк.

Тебе хорошо известно табличное представление расписания уроков, в табличной форме представляются расписания движения автобусов, самолётов, поездов и многое другое.

Представленная в таблице информация наглядна, компактна и легко обозрима.

В таблице может содержаться информация о различных свойствах объектов, об объектах одного класса и разных классов, об отдельных объектах и группах объектов.

Правильно оформленная таблица имеет структуру:

Необходимо соблюдать следующие правила оформления таблиц.

  1. Заголовок таблицы должен давать представление о содержащейся в ней информации.
  2. Заголовки граф и строк должны быть краткими, не содержать лишних слов и, по возможности, сокращений.
  3. В таблице должны быть указаны единицы измерения. Если они общие для всей таблицы, то указываются в заголовке таблицы (либо в скобках, либо через запятую после названия). Если единицы измерения различаются, то они указываются в заголовках строк или граф.
  4. Желательно, чтобы все ячейки таблицы были заполнены. При необходимости в них заносят следующие условные обозначения:
  • \(?\) - данные неизвестны;
  • × - данные невозможны;
  • ↓ - данные должны быть взяты из вышележащей ячейки.

Для того, чтобы на основании информации, представленной в текстовой форме, составить табличную модель, необходимо:

  1. Выделить в тексте имена объектов, имена свойств объектов и значения свойств объектов;
  2. Уточнить структуру таблицы;
  3. «Заселить» таблицу, перенеся в неё информацию из текста.

При выделении в тексте имен объектов, имен свойств и их значений удобно подчеркивать их разными линиями. Договоримся подчеркивать имена объектов прямой, имена свойств - двойной, а значения свойств - пунктирной линиями.

Условно все множество таблиц можно разделить на простые и сложные .

Простые таблицы

Таблица типа «объекты-свойства» (ОС)

Таблица типа «объекты-свойства» - это таблица, содержащая информацию о свойствах отдельных объектов, принадлежащих одному классу.

Общий вид таблиц типа ОС:

Количество строк в таблице зависит от количества имеющихся объектов, а количество столбцов количества рассматриваемых свойств.

В этой таблице приведена информация о некоторых древних русских городах, хранящих уникальные памятники нашей культуры и истории и образующих всемирно известное Золотое кольцо России. Эта информация отражена в заголовке таблицы.

В таблице представлены объекты: «Владимир», «Кострома», Переславль-Залесский» и «Гусь - Хрустальный», принадлежащие классу «город». Для каждого объекта приведены значения свойств «год основания», «основатель» и «достопримечательность», выраженные числами и словами.

В маленьких таблицах (из \(3 - 4\) строк) объекты можно перечислять в произвольном порядке. Если объектов в таблице много, то располагать их надо в некотором осмысленном порядке, согласно некоторому правилу. Например, в таблице \(2.2\) города могут быть перечислены в алфавитном порядке, по возрастанию или убыванию годов их основания.

Если в таблице типа ОС свойств больше, чем объектов, то её можно «повернуть набок»: строки превратить в графы, а графы - в строки.

Таблица типа «объекты - объекты - один» - это таблица, содержащая информацию о некотором одном свойстве пар объектов, чаще всего принадлежащих разным классам.

В этой таблице головка (верхний заголовок) имеет сложную (двухъярусную) структуру.

Таблица типа ООО может быть «повёрнута на бок» строки превращены в графы, а графы - в строки.

В таблице типа ООО фиксируется одно свойство пары объектов, поэтому в её ячейках всегда содержатся значения одного типа: или числа, или слова, или графические изображения.

Сложные таблицы

Таблица типа «объекты - объекты - несколько» (ООН)

Таблица типа «объекты - объекты - несколько» - это таблица, содержащая информацию о нескольких свойствах пар объектов, принадлежащих разным классам.

Общий вид таблиц типа ООН:

В этой таблице головка (верхний заголовок) имеет трехъярусную структуру.

Урок в 7 классе по теме

«ТАБЛИЧНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ МОДЕЛИ.

СТРУКТУРА И ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ ТАБЛИЦЫ»

учитель информатики

МОУ «Средняя школа № 8»

г. Торжка

Тверской области

Кукушкина Наталья

Константиновна

Торжок, 2010.

Цели урока :
1. сформировать понятие табличной информационной модели; научить учащихся составлять табличные информационные структуры;
2.формировать умения и навыки создания таблиц;
3.формировать навыки работы с информацией.;
4.развивать потребность нахождения рациональных способов решения задач.
Задачи урока:
Воспитательная - развивать познавательный интерес, логическое мышление.
Развивающая - развивать память, внимательность, логическое мышление.
Учащиеся должны знать что такое модель, моделирование, называть типы моделей, знать понятие информационной модели, называть виды информационных моделей, знать структуру таблицы. Уметь представлять информацию в виде таблицы, оформлять таблицы, объединять ячейки таблицы.

План урока:

Этапы урока

Время (мин.)

Приемы и методы

1. Организационный момент.

Сообщение учителя

3. Изучение нового материала.

Сообщение учителя, записи на доске и в тетрадях, лекция в сопровождении презентации

4. Закрепление нового материала.

Работа за компьютером

5. Выполнение практических заданий на компьютере

Работа в группах

5. Домашнее задание.

Запись в дневниках или в тетрадях

6. Итог урока.

Сообщение учителя

Тип урока: обучающий.

Форма урока: урок - путешествие.

Оборудование:

  1. рабочие места учеников (персональный компьютер),
  2. рабочее место учителя,
  3. интерактивная доска,
  4. мультимедийный проектор,
  5. мультимедийная презентация.

Материал к уроку :

  1. презентация «Табличные информационные модели» (Приложение 1),
  2. карточки практической работы «Табличные информационные модели» (Приложение 2),
  3. карточки «Техника безопасности» (Приложение 3).


Ход урока.


Организационный момент.


Учитель : Внимание! Внимание! Внимание! Приглашаю всех в путешествие по стране МОДЕЛИРОВАНИЕ. Перед вами карта нашего маршрута (слайд 1) . Нам необходимо побывать на всех островах этой страны и оставить там хорошее впечатление о себе у местных жителей. Не забудьте взять с собой быстроту мысли, находчивость, смекалку, сообразительность, практические навыки работы на компьютере. Итак, попутного вам ветра!


Изложение нового материала.

Учитель : А путешествовать по океану логично в лодках. Вот и наши парты сегодня превращаются в лодки. Сегодня мы с вами рассмотрим табличные информационные модели, рассмотрим основные правила построения таблиц, научимся строить эти таблицы. Итак, начинаем наше путешествие. И первый остров – «Табличные информационные модели» .

Одной из наиболее часто встречающихся структур информационных моделей является таблица.

Таблицы составляют для описания ряда объектов, обладающих одинаковыми свойствами (слайд 2) .

Укажите объекты и одинаковые свойства объектов

Ответ: объекты – девушки, они одеты в национальные костюмы (слайд3).

С помощью таблиц строятся информационные модели в различных предметных областях (слайд 4) .

Только в школьной практике вам приходится встречаться с массой таблиц. (вопрос учащимся: привести примеры) . Расписание занятий, журнал успеваемости, график дежурств, таблица Менделеева, таблицы физических свойств веществ и т.д .(слайд 5 – 10).

Информация в таблицах упорядочена по какому - принципу, например в классном журнале – в алфавитном порядке фамилий учеников; расписание занятий - по дням недели и номерам уроков. Эта упорядоченность позволяет быстро находить нужные сведения (слайд 11).

В табличной информационной модели объекты и их свойства представлены в виде списка, а их значения размещаются в ячейках прямоугольной таблицы.

Учитель : А мы покидаем остров «Табличные информационные модели» и отправляемся на остров «Структура и правила оформления таблиц».

Чаще всего мы пользуемся прямоугольными таблицами.

Простейшая таблица состоит из строк и граф (столбцов). В верхней строке таблицы располагаются заголовки граф (слайд 12) .

Правильно оформленная таблица имеет следующую структуру:

Наименование граф (головка)

Наименование строк (боковик)

ЯЧЕЙКА

строка

графа

При составлении таблицы в нее включается лишь та информация, которая интересует пользователя.

Необходимо соблюдать следующие правила оформления таблицы:

  1. Заголовок таблицы должен давать представление о содержащейся в ней информации (слайд 13 ).
  2. Заголовок граф и строк должны быть краткими, не содержать лишних слов и, по возможности, сокращений (слайд 14 ).
  3. В таблице должны быть указаны единицы измерения. Если они общие для всей таблицы, то указывают в заголовке. Если единицы измерения различаются, то они указываются в заголовках строк и граф (слайд 15 ).

  4. ? – данные неизвестны;

´ – данные невозможны;

¯ – данные должны быть взяты из вышележащей ячейки (слайд 16 ).

Таблица 1 Домашняя библиотека

Номер

Название

Год

Полка

Беляев А.Р.

Человек – амфибия

1997

Кервуд Д.

Бродяги севера

1991

Тургеньев И.С.

Повести и рассказы

1982

Олеша Ю.К.

Избранное

1987

Беляев А.Р.

Звезда КЭЦ

1990

Толстой Л.Н.

Повести и рассказы

1986

Беляев А.Р.

Избранное

1994

Таблица 2 Погода

День

Осадки

Температура (градусы С)

Давление (мм.рт.ст)

Влажность (проценты)

16.03.2007

Снег

17.03.2007

Без осадков

18.03.2007

Туман

19.03.2007

Дождь

20.03.2007

Без осадков

(информационная модель процесса изменения состояния погоды)

Для того, чтобы на основании информации, представленной в текстовой форме, составить табличную модель, необходимо:

1. выделить в тексте имена объектов, имена свойств объектов и значения свойств объектов;

2. уточнить структуру таблицы;

3. "заселить" таблицу, перенеся в нее информацию из текста.

Договоримся, подчеркивать имена объектов прямой, имена свойств - двойной, а значения свойств - пунктирной линией.

Например, Столица Франции – Париж.

«Столица» мы подчеркнем двумя чертами, слово «Франции» - одной чертой, слово «Париж» - пунктирной линией (слайд 17).

Любую структуру данных можно свести к табличной форме. (пример на слайде) Приведение информации к табличной форме называется нормализацией данных.

Учитель : Жители этих двух островов отдали нам в подарок свои знания, теперь мы плывем по направлению острову «Физкультминутка»

Учитель: Ну а жители следующего острова «Физкультминутка» очень любят заниматься плаванием, так как живут у самого берега моря. И они предлагают поплавать и нам (слайд 18).

К морю быстро мы спустились
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре –
Вот как славно освежились.
А теперь поплыли дружно.
Делать так руками нужно:
Вместе раз – это брасс.
Одной, другой – это кроль.
Три, два, один – плывем, как дельфин.
Качаясь на волне, плывем на спине.
Вышли на берег крутой, отряхнулись – и домой.

Учитель: Вот мы отдохнули! А теперь снова за дело. Жители острова «Практикум» целыми днями сидят за компьютером, и для нас они приготовили практическое задание. Но они не пустят нас на свой остров, пока мы с вами не вспомним правила техники безопасности при работе за компьютером (слайд 19).

Учитель: Молодцы, ребята, вспомнили правила, ну а теперь вы можете приступить к выполнению практической работы. Задания лежат около компьютеров.

Выполнение практической работы.

Учитель: Жителей этого острова «Эстафета» захватили пираты – нам необходимо их освободить. Мы должны выполнить задания, которые они нам предлагают и тогда они освободят их. Я думаю, нам это удастся (слайд20).

Учитель делит учащихся на микрогруппы и предлагает следующие правила игры.

  1. За каждым учащимся группы закреплен номер.
  2. Я зачитываю задание и называю номер участника эстафеты, который должен выполнить задание.
  3. Идет обсуждение в группе не более 30 сек.
  4. Участник выполняет задание.
  5. За каждое правильное выполнение задания 1 балл.

Задания:

  1. Открыть программу
  2. Создать таблицу Быстрым способом 3столбца-4 строки
  3. Удалить последний столбец
  4. Объединить 2 ячейки 1 строки
  5. Удалить последнюю строку
  6. Ввести свое имя
  7. Эту ячейку закрасить в красный цвет
  8. Удалить всю таблицу.

Учитель: Мы выполнили все задания пиратов. Жители этого острова не разочаровались в нас и благодарят за их освобождение. Итак, мы отправляемся дальше. И следующий остров – «Домашнее задание».

Учитель: А пока наши лодки будут плыть по направлению к острову «Домашнее задание», пожалуйста, ответьте на следующие вопросы:

Подвести итоги. Обобщение пройденного материала:

  1. С какими информационными моделями мы сегодня с вами познакомились? (табличные информационные модели)
  2. В чем состоит удобство табличного представления информации? (Информация в таблице наглядна, компактна, легко обозрима )
  3. Назовите правила оформления таблиц.

(1. Заголовок таблицы должен давать представление о содержащейся в ней информации.

  1. Заголовок граф и строк должны быть краткими, не содержать лишних слов и, по возможности, сокращений.
  2. В таблице должны быть указаны единицы измерения. Если они общие для всей таблицы, то указывают в заголовке. Если единицы измерения различаются, то они указываются в заголовках строк и граф.
  3. Желательно, чтобы все ячейки таблицы были заполнены. При необходимости в них заносят следующие условные обозначения:
    ? – данные неизвестны;

´ – данные невозможны;

¯ – данные должны быть взяты из вышележащей ячейки ).

Учитель : Сегодня на уроке мы познакомились с табличными информационными моделями, рассмотрели правила построения таблиц, научились строить эти модели.

Д/З

Учитель: Итак, наше путешествие подходит к концу и мы не были только на одном острове – «Домашнее задание». Жители этого острова рекомендуют нам записать домашнее задание: §2.5, пункт "Структура и правила оформления таблицы", рабочая тетрадь, задания 28, 29, 30,31 (слайд21) .

Учитель : Спасибо за урок. Все свободны (слайд 22) .


Перекличка студентов и выяснение причин отсутствия студентов.

знания, практические навыки.

Основные вопросы темы: - 45 мин

    Применение пакета анализа MSExcelдля статистических расчетов.

    Определение основных статистических показателей.

    Определение достоверности различий средних арифметических двух выборок.

а) зависимые (попарно связанные) выборочные совокупности;

б) независисмые выборочные совокупности.

    Корреляционный анализ.

    Регрессионный анализ.

Перерыв - 10 мин

Исследовательский метод

Самостоятельная работа студентов - 50 мин

Задания:

Практические навыки

Критерий оценки

Запустите программу Microsoft Excel 2007

Вставьте в электронные таблицы таблицу №1 на лист1 «Таблица учета рождаемости и смертности мед . статуправления » и заполните ее (как указано таблице №1).

Вычислите дисперсию, коэффициент корреляции

Интерпретируйте полученный результат (дать определение параметрам: дисперсия, коэффициент корреляции).

Вставьте в электронные таблицы таблицу №2 на лист 2 «Содержание Hb в крови» и заполните ее (как указано таблице №2).

Определите основные статистические показатели больных (используйте инструмент анализа Описательная статистика )

Интерпретируйте полученный результат (дать определение параметрам: среднее, стандартная ошибка, медиана и.т.д.)

Вставьте в электронные таблицы таблицу №3 на лист 3 «Реакция организма на введение ацетофоса » и заполните ее (как указано таблице №3).

В данном примере выбираем Двухвыборочный тест с различными дисперсиями, т.к. имеется различное количество наблюдении: для мужчин 5, для женщин – 4.

Интерпретация результатов . Средние значения холинэстеразы (83% для мужчин и61% для женщин ) довольно сильно отличаются и нулевая гипотеза о том, что разницы между группами нет (т.е. средние выборок равны между собой), отвергается. Это следует из того, что вероятность реализации нулевой гипотезы мала (р=0.014 , что меньше чем уровень значимости 0.05) и величина вероятности случайного появления анализируемых выборок (Р(Т<= t ) двухстороннее ) меньше уровня значимости (р=0.05) и расчетное значениеt -статистика больше, чемt -критическое двухстороннее (табличное), можно считать, что различия между выборками не случайные, т.е. различия достоверные.

Вывод . Организм женщины более чувствителен к действию ацетофоса, чем мужской с уровнем значимости р<0.05.

Откуда взяты эти данные (выделенные полужирным шрифтом)?

Вставьте в электронные таблицы таблицу №4 на лист 4 «Частота сердечных сокращении у мужчин и женщин » и заполните ее (как указано таблице №4).

Объясните причину выбора выборок (зависимые или независимые)

В данном примере выбираем Двухвыборочный t-тестcодинаковыми дисперсиями, т.к. количество наблюдении в выборках одинаковы

Вывод. Достоверных различий между ЧСС мужчин и женщин нет, т.к. р=0.346, что больше 0,05 и расчетное значениеt-критерия (-0,988) меньшеt-критического двухстороннего (2.228).

Откуда взяты эти данные?

Вставьте в электронные таблицы таблицу №5 на лист 5 «Частота сердечных сокращении у мужчин и женщин до и после нагрузки » и заполните ее (как указано таблице №5).

Объясните причину выбора выборок (зависимые или независимые)

В примере выбираем Парный двухвыборочный t-тест для средних, т.к. исследование проводилось в пределах одной совокупности.

Вывод. Выявлено достоверное возрастание ЧСС после физической нагрузки, т.к. р=0.000… гораздо меньше 0.05 и расчетное значениеt-критерия (-11.406) большеt-критическое двухстороннего (2,201) (знак минус не учитывается.

Откуда взяты эти данные?

Итого:

Приложение:

Таблица №1

Таблица учета рождаемости и смертности

мед . статуправления

Годы

Рождаемость

Смертность

дисперсия

коэффициент корреляции


Таблица №2


Задание №3

Изучалась реакция организма человека на введение ацетофоса. Измерялась активность холинэстеразы крови у мужчин и женщин через 2 часа после однократного введения ацетоса в дозе 2 мг/кг веса(в процентах к исходному фону). Можно ли по этим данным сделать вывод о большей чувствительности женского организма к действию ацетофоса?

Таблица №3

Реакция организма на введение ацетофоса

Задание №4

Необходимо проверить, достоверны ли различия ЧСС мужчин и женщин в рассматриваемом случае.

Таблица №4

Частота сердечных сокращении (ЧСС) у мужчин и женщин

Задание №5

Необходимо проверить, достоверны ли различия ЧСС мужчин и женщин до и после (ЧССНАГР) физической нагрузки в рассматриваемом случае.

Таблица №5

Частота сердечных сокращении (ЧСС) у мужчин и женщин до и

после (ЧССНАГР) физической нагрузки

Литература:

    Е.Н. Иванова. Microsoft Office Word 2007. Просто как дважды два. М.: Эксмо, 2007. 256 с.

    А.П. Сергеев. Самоучитель Microsoft Office 2007. М.: Изд. дом «Вильямс», 2007. 432 с.

    Microsoft Office 2007 для «чайников». Пер. с англ. М.: ООО «И.Д. Вильямс», 2007. – 368 с.

Перерыв - 10 мин

После выполнения практической части работы, преподаватель проверяет правильность и последовательность действий студентов, достигли они конечного результата. Затем преподаватель проводит опрос студентов с анализом темы. Выясняет практическое его применение.

Контроль заключительного уровня знании - 20 мин

Преподаватель проводит анализ результатов практической работы студентов, выясняет осознанно ли выполнили работу. Затем преподаватель проводит опрос студентов с анализом темы.

Контроль

Вопросы:

    Для чего применяется пакет анализа?

    Как определить достоверность различия средних арифметических значений двух:

а) зависимых; б) независимых выборок?

    Какие статистические функции Excel применяются при регрессионном анализе?

Тесты: См. Сборник тестовых заданий по «Информатике», тема «MSExcel-2»

Общая оценка знаний - 5 мин

Тема 7 . База данных. Создание индивидуальных медицинских карт с помощью баз ы данных

Цель : Формирование практических умений и навыков по созданию таблиц, ввода данных в ячейки таблицы, редактирование данных, сортировке данных, отбор данных с помощью фильтра,типы связей между таблицами и способы их установки.

Задачи обучения: Ознакомление с общими принципами создания таблиц с помощью конструктора, мастера и путем ввода данных, введение и редактирование данных, проведение фильтрации. Формирование навыков создания структуры и схем базы данных,

установления типов связей между таблицами, методов установки и удаления связей.

Количество формируемых компетенций: практическиенавыки.

Основные вопросы темы: - 45 мин

    Создание базы данных (БД).

    Создание таблиц.

    Работа с таблицами (поиск и замена данных, фильтры, сортировка).

    Связь между таблицами.

    Схема данных.

    Установка и удаление связи между таблицами.

Перерыв - 10 мин

Методы обучения и преподавания: метод проекта.

Методы контроля формируемых на занятии компетенций:

    проверка результатов практических работ на ПК (студент должен выполнить индивидуаль­ное задание дляполученияопределенных навыков порешению типовых задач);

Освоение практических навыков: Решение типовых и ситуационных задач.

Задания:

Практические навыки

Критерий оценки

В папке C:\STUDENTсоздать папку под номером вашей группы.

В папке под номером вашей группы создать файл базы данных «Деканат».

Создать таблицу «Студенты» в режиме конструктора, т.е. создать таблицу путем определения имен полей, типов данных и свойств полей: ключевого поля не задавать. (Таблица №1)

Зополните таблицу «Студенты» (Таблица №2)

дополните таблицу №2 в режиме конструктора:

добавьте в таблицу №2 новое поле «Номер телефона» и определите тип данных как «числовой»;

добавьте новые записи в таблицу;

переименуйте имя поля «Место рождения» на «Адрес»;

измените формат поля «Оплата за учебу» с «евро» на «основной».

Создать таблицу «Дисциплины» в режиме конструктора, т.е. создать таблицу путем определения имен полей, типов данных и свойств полей: (Таблица №3)

Зополните таблицу «Дисциплины» (Таблица №4)

Создать межтабличные связи.

    Откройте вкладку РАБОТА С БАЗАМИ ДАННЫХ. В группе ПОКАЗАТЬ ИЛИ СКРЫТЬ щелкните по пиктограмме СХЕМА ДАННЫХ – откроется окно СХЕМА ДАННЫХ.

    Щелчком на пиктограмме ОТОБРАЗИТЬ ТАБЛИЦУ откройте окно ДОБАВЛЕНИЕ ТАБЛИЦЫ и выберите таблицы«Студенты» и «Дисциплины».

Примечание. Если в окне СХЕМА ДАННЫХ уже выбраны таблицы по умолчанию, то необходимо из окна ДОБАВЛЕНИЕ ТАБЛИЦЫ добавить только недостающуюся таблицу.

    Выделите в таблице «Студенты»Коддисциплины.

    Перетащите это поле на поле Код дисциплинытаблицы«Дисциплины»При отпускании кнопки мыши автоматический откроется диалоговое окноИзменение связей.

    Щелкните на кнопке Создать в диалоговом окнеИзменение связей. В окне схемы данных рассмотрите образовавшуюся связь

Примечание. Не устанавливайте флажокОбеспечение целостности данных: в данном упражнении это не требуется, но может препятствовать постановке учебных опытов с таблицами.

    При закрытии окнаСхема данных сохраните изменения.

По созданным таблицам произведите фильтрацию и сортировку данных.

Таблица №1

Имя поля

Типы данных

Общие (Размер поля )

Код дисциплины

Числовой

Длинное целое

ФИО студента

Текстовый

Логический

Дата рождения

Дата/Время

Краткий формат

Место рождения

Текстовый

Числовой

Название дисциплины

Текстовый

Текстовый

Оплата за учебу

Денежный


Таблица №2 « Студенты »

Код дисцип

лины

ФИО студента

Дата рождения

Место рождения

Группа

Название дисциплины

Оценка

Оплата за учебу

Аскарова Г.

Информатика

Мейрамов Н.

Садыкова Н.

Математика

Болатова Г.

Караганда

Информатика

Амиров К.

Павлодар

Насырова Ш.

Биостатистика

Кусаинова Г.

Математика

Дуйсенов Ж.

Биостатистика

Караганда

Информатика

Таблица №3


Таблица №4 « Дисциплины »

Код дисциплины

Название дисциплины

Вид контроля

Количество часов

Оценка

Информатика

Математика

Устный опрос

Письменная форма

Биостатистика

Тест/Устный опрос

Литература:

1. Сергеев А.П. Самоучитель. - Microsoft Office 2007. М.:Санкт-Петербург. Киев, 2007г.стр. 432.

Перерыв - 10 мин

Совместная работа студента с преподавателем - 25 мин

Контроль

Вопросы:

      Что такое СУБД? Каково назначение этого вида программного обеспечения?

      Каковы основные функции СУБД?

      К какому типу относится СУБД Access?

      Что такое база данных и как создать новую БД?

      Какую структуру хранения данных используют в БД?

      Какие СУБД называются реляционными?

      В чем особенность реляционной БД и как в ней описывается структура данных?

      В чем состоит удобство табличного представления информации?

      Что такое запись, поле записи? Какую информацию они содержат?

      Определите следующие понятия: имя поля, значение поля, тип поля. Какие бывают типы полей?

      Что представляет собой таблица в базе данных Accessи что она содержит?

      Как производится редактирование данных в базе данных: добавить (удалить) поле, добавить (удалить) запись, добавить новую запись в середину таблицы.

      Как изменяется порядок следования полей и имя поля?

      Как редактируются свойства полей и как задать новое ключевое поле?

      Какие действия необходимо выполнить для поиска данных?

      Дайте понятие ключа.

      Какие виды связей между объектами вам известны?

      Какая таблица считается главной, а какая подчиненной таблицей связи?

      Как выполняется поиск по значению поля?

      Как выполняется сортировка данных?

      Для чего нужен фильтр и как создается простой фильтр?

      Как отфильтровать данные по нескольким значениям?

Тесты: См. Сборник тестовых заданий по «Информатике», тема «Прикладное программное обеспечение: Работа с базами данных. (MSAccess1)»

Общая оценка знаний - 5 мин

Преподаватель анализирует по данной теме компетенций: знание, практические навыки и проводит разбор общих ошибок допущенных студентами при выполнении заданий. Затем преподаватель анализирует достижения и недостатки студента с выставлением итоговой оценки в журнал по одному параметрам (за практические навыки).

Тема 8 . База данных. Работа с индивидуальными медицинскими картами

Цель : Изучить создание и редактирование БД реляционного типа, осуществление запросов к ним (запросы на выборку, запросы с параметрами, перекрестные запросы и т.д.), форматирование слож­ных отчетов и форм.

Задачи обучения: Формирование умений разрабатывать пользовательские формы ввода данных в однотабличную и реляционную базы данных,схему данных,создавать запросы для поиска и от­бора данных, использовать различные способы запросов, применение формул и функций в арифметиче­ских выражениях, создание отчетов для вывода данных.

Организационная часть - 5 мин

Перекличка студентов и выяснение причин отсутствия студентов, кто не готов к занятию, проверка конспектов.

Количество формируемых компетенций: знание,практическиенавыки.

Основные вопросы темы: - 45 мин

  1. Создание запросов в режиме конструктора.

    Типы запросов.

    Создание сложных форм и отчетов с помощью мастера.

Перерыв - 10 мин

Методы обучения и преподавания: метод цепочки.

Методы контроля формируемых на занятии компетенций:

    тестирование проводится в компьютерной форме (студент должен ответить на «тест», содержа­щий в себе минимальные знания и навыки – основные определения, теоретические вопросы дан­ной темы);

    проверка результатов практических работ на ПК (студент должен выполнить индивидуаль­ное задание дляполученияопределенных навыков порешению типовых задач);

Самостоятельная работа студентов - 50 мин

Освоение практических навыков: Решение типовых и ситуационных задач.

Задания:

Практические навыки

Критерий оценки

Создать запрос на выборку.

Создать запрос на выборку студентов из всех групп. Результирующая таблица должна содержать также ФИО студента.

Для этого выполните следующие действия:

Запустите программу MSAccess.

Откройте файл «Деканат». Щелкните на кнопку «Office» - выберите команду «Открыть» - щелкните на имени базы данных «Деканат» в папке C:\STUDENT\НОМЕР ВАШЕЙ ГРУППЫ .

В окне «Деканат»: база данных откройте вкладку СОЗДАНИЕ. В группе ДРУГИЕ щелкните по пиктограмме КОНСТРУКТОР ЗАПРОСОВ – откроется бланк запроса по образцу. Одновременно с ним откроется диалоговое окно Добавление таблицы.

В окне Добавление таблицы выберите таблицу «Студенты» и щелкните на кнопке «Добавить». Закройте окноДобавление таблицы .

В списке полей таблицы «Студенты» выберите поля, включаемые в результирующую таблицу: Коддисциплины, ФИОстудента,Группа. Выбор производите двойными щелчками на именах полей.

Закройте бланк запроса по образцу. При закрытии запроса введите его имя – «Группа».

Чтобы запустить созданный запрос, в ОБЛАСТИ ПЕРЕХОДОВ дважды щелкните на значке запроса «Группа».

Создать запрос на выборку студентов из « Астаны » или из « Алматы »

на основе таблицы «Студенты» выберите поля, включаемые в результирующую таблицу: ФИОстудента,Место рожденияиГруппа.

Задайте условия отбора для поля Место рождения. В строке условие отбора введите «Астана orАлматы». Из таблицы будут выбираться толькостуденты из«Астаны» или «Алматы».

Примечание. Попробуйте в строке условие отбора ввести Not Астана

Закройте бланк запроса по образцу. При закрытии запроса введите его имя – «Место рождения», запустите созданный запрос.

Создать запрос на выборку : сведения про студентов кроме

« Болатова Г. »

на основе таблицы «Студенты» выберите поля, включаемые в результирующую таблицу: ФИОстудента,Группа,Дата рожденияиМесто рождения.

условие отбора введите «NotБолатова Г.». Из таблицы будут выбиратьсявсестуденты кроме«Болатовой Г.»

Закройте бланк запроса по образцу. При закрытии запроса введите его имя – «Кроме Болатовой», запустите созданный запрос.

Создать запрос на выборку студентов которые оплачивают за учебу меньше 5500 00

на основе таблицы «Студенты» выберите поля, включаемые в результирующую таблицу: ФИОстудента,Оплата за учебу.

Задайте условия отбора для поля Оплата за учебу. В строке условие отбора введите <550000. Из таблицы будут выбираться толькоте студенты которые оплачивают меньше550000.

Закройте бланк запроса по образцу. При закрытии запроса введите его имя – «Оплата», запустите созданный запрос.

Создать запрос « c параметром».

на основе таблицы «Студенты» выберите поля, включаемые в результирующую таблицу: ФИО студента, Группа, Место рождения, Оплата за учебу.

Задайте условия отбора для поля ФИО студента. В строке условие отбора введите [Введите фамилию студента]. При запуске запроса пользователь получит предложение ввести нужное значение.

Закройте бланк запроса по образцу. При закрытии запроса введите его имя – «Студенты», запустите созданный запрос.

Создать перекрестный запрос.

на основе таблицы «Студенты» выберите поля«ФИО студента», «Название дисциплины» «Оценка», из таблицы «Дисциплины» выберите поле«Вид контроля».

Закройте бланк запроса по образцу. При закрытии запроса введите его имя – «Перекрестный запрос», запуститесозданный запрос.

Создать запрос «с вычислением».

на основе таблицы «Студенты» выберите поля, включаемые в результирующую таблицу: ФИОстудента, Оплата за учебу.

Введите новое поле – Курс:[Оклад]/147в строку «поле» бланка запроса по образцу.

Закройте бланк запроса по образцу. При закрытии запроса введите его имя – «Доллар».

Создать итоговый запрос

В бланк запроса по образцу введите следующие поля: «ФИО студента», «Группа», «Название дисциплины», и «Оплата за учебу» из таблицы«Студенты» и «Оценка» из таблицы «Дисциплины».

Для поля «ФИО студента » введите сортировку по возрастанию.

Из группы ПОКАЗАТЬ ИЛИ СКРЫТЬ вкладки КОНСТРУКТОР (Работа с запросами) нажмите на пиктограмму ИТОГИ. Эта команда необходима для создания в нижней части бланка строки Групповые операции. Именно на ее базе и создаются групповые операции (значениеГруппировка) . Для остальных полей щелкните в этой строке (Группировка)– появится кнопка раскрывающего списка, из которого можно выбрать итоговую функцию для расчета значении в данном поле.

    для поля «Группа» выбрать итоговую функциюfirst.

    для поля «Оплата за учебу» выбрать итоговую функциюMAX.

Закройте бланк запроса по образцу. При закрытии запроса введите его имя - «Итог», запустите созданный запрос.

Создайте формы с помощью МАСТЕРА ФОРМ

на основе таблицы «Студенты» создайте форму вида «В один столбец» или«Табличный»

на основе таблицы «Дисциплины» создайте форму вида «Ленточный» или «Выровненный»

Создайте отчеты с помощью МАСТЕРА ОТЧЕТОВ

на основе таблицы «Студенты» создайте отчет вида «Встолбец» и «Табличный»

на основе таблицы «Дисциплины» создайте отчет вида «Выровненный»

Литература:

1. Сергеев А.П. Самоучитель. -MicrosoftOffice2007. М.:Санкт-Петербург. Киев, 2007г.стр. 432.

2. В.Я. Гельман. Медицинская информатика. Питер. 2001 г. 145-186 стр.

3. Дж.Куртер, А. Маркви.MSOffice2000.Москва. 2001г. 357-428 стр.

4. Виталий Герасевич. Компьютер для врача. Санкт-Петербург. 2002 г. 229-253 стр.

5. С.Симонович.«Информатика. Базовый курс.» 2-е издание. С.-П., 2003 г. 340-367 стр.

Перерыв - 10 мин

Совместная работа студента с преподавателем - 25 мин

После выполнения практической части работы, преподаватель проверяет правильность и последовательность действий студентов, достигли они конечного результата. Затем преподаватель проводит опрос студентов с анализом темы. Выясняет практическое его применение.

Контроль заключительного уровня знании - 20 мин

Преподаватель проводит анализ результатов практической работы студентов, выясняет осознанно ли выполнили работу. Затем студенты сдают тесты для контроля знаний.

Контроль

Вопросы:

    Что такое запрос?

    Какие виды запросов Вы знаете?

    В чем отличие между фильтрацией и запросом?

    Какие виды запросов используются?

    Как создается запрос на выборку?

    Можно ли при создании запроса указывать условия?

    Что является формой?

    Перечислите виды формы данных.

    Для чего нужны формы?

    Что такое автоформа?

    Как создается форма с помощью Мастера?

    Как можно изменить существующую форму?

    Как изменяют свойства полей формы?

    Что является отчетом?

    Назовите мастера отчетов.

Тесты: См. Сборник тестовых заданий по «Информатике», тема «Создание запросов, форм и отчетов (MSAccess2)»

- Общая оценка знаний - 5 мин

Преподаватель анализирует компетенций:знаний, практические навыки по данной теме, проводит разбор общих ошибок допущенных студентами при выполнении заданий. Затем преподаватель анализирует достижения и недостатки студента с выставлением итоговой оценки в журнал по двум параметрам (за знания и практические навыки).

Тема № 9. Сетевые технологии. Работа с и нтернет - технологиями

Цель: Изучить основы компьютерных сетей, помочь студентам понять основы концепции и принципы создания компьютерных сетей,научить проводить поиск информации.Формирование умений и навыков создания HTML-документа, вставки графических объектов в HTML-документа также, привитие студентам практических навыков по разработке Web – страниц.

Задачи обучения: Формирование понятий о сетях, предпосылок и необходимости сетевого взаимодей­ствия компьютеров, об аппаратном и программном обеспечении, глобальных и локаль­ных сетях, топологии сетей и способах передачи данных, о базовых технологиях, протоколах и стандартах локальных сетей.

Формирование умении и навыков создания HTML-документа, вставки графических объектов в HTML-документ.

1. В чем состоят преимущества и недостатки табличного представления баз данных?2. В чем состоят преимущества и недостатки представления баз данных с

использованием формы?3. Что такое запись и что такое поле в базе данных?4. Поля каких типов могут присутствовать в базе данных?5. Существует ли разница между базой данных и СУБД?6. Какие приложения могут выполнять функции простой СУБД?

Помогите,пожалуйста с тестом по информатике! Это срочно! Даю 30 баллов!

1.Примером документальной базы данных является база данных,содержащая:
а)законодательные акты
б)Сведения о кадровом составе учреждения
в)Сведения о финансовом состоянии учреждения
2.База данных - это...
а)Страница классного журнала
б)Каталог файлов,хранимых на диске
в)Расписание поездов
г)Электронная таблица

б) Вектор
в) Генеалогическое древо
г) Двумерная таблица

б) Автоматически нумеруются
в) Именуются по правилам,специфичным для каждой конкретной СУБД
г) Нумеруются по правилам,специфичным для каждой конкретной СУБД
а) Одного из полей
б) Одной записи
в) Нескольких записей
г) Всех записей
а) Неоднородная информация(данные разных типов)
б) Исключительно однородная информация(данные только одного типа)

8. Значение выражения 0,7-3>
а) Числовому
б) Логическому
в) Строковому
г) Целому
9. Система управления базами данных(СУБД) - это...
10. Модель отражает:


д) Все существенные признаки
а) Текстовую
б) Математическую
в) Структурную
г) Табличную
д) Графическую

в) Моделирующего субъекта;цели моделирования и моделируемого объекта

13. Рисунки,карты,чертежи,диаграммы,схемы,графики представляют собой модели следующего вида:
а) Табличные информационные
б) Математические модели
в) Натурные



Помогите, пожалуйста с тестом по информатике! Хоть что-то! Это срочно! Даю 40 баллов!

1.Примером документальной базы данных является база данных, содержащая:
а) законодательные акты
б) Сведения о кадровом составе учреждения
в) Сведения о финансовом состоянии учреждения
2.База данных - это.. .
3.Примером иерархической базы данных является
а) Страница классного журнала
б) Каталог файлов, хранимых на диске
в) Расписание поездов
г) Электронная таблица
4.Наиболее точным аналогом реляционной базы данных может служить:
а) Неупорядоченное множество данных
б) Вектор
в) Генеалогическое древо
г) Двумерная таблица
5. Поля реляционной базы данных
а) Именуются пользователем произвольно с определенными ограничениями
б) Автоматически нумеруются
в) Именуются по правилам, специфичным для каждой конкретной СУБД
г) Нумеруются по правилам, специфичным для каждой конкретной СУБД
6.Структура реляционной базы данных меняется при удалении:
а) Одного из полей
б) Одной записи
в) Нескольких записей
г) Всех записей
7.В записи реляционной базы данных может содержаться:
а) Неоднородная информация (данные разных типов)
б) Исключительно однородная информация (данные только одного типа)
в) Только текстовая информация
г) Исключительно числовая информация
8. Значение выражения 0,7-3>2 относится к следующему типу данных:
а) Числовому
б) Логическому
в) Строковому
г) Целому
9. Система управления базами данных (СУБД) - это.. .
10. Модель отражает:
а) Все существующие признаки объекта
б) Некоторые из всех существующих
в) Существенные признаки в соответствии с целью моделирования
г) Некоторые существенные признаки объекта
д) Все существенные признаки
11. При описании отношений между элементами системы удобнее всего использовать информационную модель следующего типа:
а) Текстовую
б) Математическую
в) Структурную
г) Табличную
д) Графическую
12. Понятие модели имеет смысл при наличии:
а) Моделирующего субъекта и моделируемого объекта
б) Цели моделирования и моделируемого объекта
в) Моделирующего субъекта; цели моделирования и моделируемого объекта
г) Цели моделирования и двух различных объектов
д) Желания сохранить информацию об объекте
13. Рисунки, карты, чертежи, диаграммы, схемы, графики представляют собой модели следующего вида:
а) Табличные информационные
б) Математические модели
в) Натурные
г) Графические информационные
д) Иерархические информационные
14. Суть основного тезиса формализации состоит в принципиальной возможности:
а) Представления информации на материальном носителе
б) Передачи информации от одного объекта к другому
в) Обработка информации человеком
г) Хранение информации в памяти компьютера
д) Разделение объекта и его обозначения

Loading...Loading...